В стиле руководства Иисуса, в Его отношениях с учениками есть несколько загадочных для нас, людей другой культуры, моментов.
Да, он СЛУЖИЛ ученикам и людям, и учил их тому же. В то же время Он был для них, бесспорно, руководителем, имевшим непререкаемый авторитет. Имел авторитет, но не был авторитарным. Служил, но к Нему не относились, как к слуге. Мыл ноги ученикам, и благосклонно принимал служение и даже поклонение других.
Зачастую, чтобы узнать что-то об учителе, достаточно посмотреть на его учеников. Видя, как старательно избегают служители одной из церквей физического труда, можно догадаться, чему учил их пастор. Он учил их тому, что служитель должен быть умелым организатором, вместо того, чтобы хвататься за все самому. Но почему эта здравая мысль была доведена до абсурда? И вот молодой служитель, краснея, «повелевает» двум старым и больным братьям тащить со сцены пианино. Он бы и рад помочь, да нельзя: увидит пастор – навсегда запишет в «грузчики». Руководитель воскресной школы – пожилая сестра – просит четверых служителей отнести котел с водой. Служители разбегаются, сестра сидит рядом с котлом и плачет. Глядя на повадки «служителей», можно точно написать портрет их пастора. Точно так же, глядя на поведение учеников Иисуса, можно сделать некоторые открытия.
Если спросить любого из нас, что такое церковь – мы тут же отбарабаним: тело Христово. Но при этом забываем о ее земном измерении: церковь нуждается в помещении, в средствах, состоит из несовершенных людей. Увы, зачастую церковь – слепок того общества, в котором находится. Нищее общество – нищая и церковь. В некоторых аспектах еще хуже: тоталитарное государство умерло, а тоталитаризм в церкви «законсервировался». И вот одни проявляют привычное раболепие, другие его благосклонно принимают. Одни строят в церкви жесткую «вертикаль власти» с непререкаемым авторитетом пастора, другие говорят о «грехе иерархии». Кто рассудит, как правильно?
Что же говорит о Христе поведение Его учеников?
Иногда они не решаются лишний раз Его потревожить, видны их почтение и даже трепет. В других случаях не стесняются растолкать Его, говорят с Ним, как с равным, даже дают Ему советы. Обращаются как с ровней, как с другом – но при этом питают глубокое уважение: о панибратстве нет и речи. Не оказывают видимых почестей, не кланяются – но трепещут и «ходят», как перед царём. Всё это как-то не укладывается в сегодняшнюю схему отношений между начальством и подчиненными, между пасторами и паствой, «клиром и миром». Авторитет начальствующего всегда окружен системой правил, которые служат барьером, ограждающим его от излишней близости подчиненных. Служащие часто либо недоступны, либо не имеют должного авторитета.
Удивляет множество ошибок учеников Христа. Кажется, чаще всего они действуют «невпопад», вновь и вновь советуют Иисусу, что надо делать и как. Давайте посмотрим:
Ученики: отпусти народ. Иисус: ВЫ дайте им есть. (Матф. 14:15, 16)
Пётр начал прекословить. Иисус: отойди, сатана! (Матф. 16:22, 23)
Пётр: сделаем три кущи! Бог: ЕГО слушайте! (Матф. 17:4, 5)
Ученики высказывают сомнение. Иисус объясняет (Матф. 17:10, 11)
Пётр решил (!) и ответил (!) за Иисуса, забыв Его спросить: да, Иисус заплатит подать на храм. (Матф. 17:24-27). Иисус исправляет ситуацию, проявляя мудрость выше Соломоновой: Он не «подставляет» Петра и не соблазняет служителей храма, при этом ни на йоту ни отходя от Своих правил: сказал, что они не должны платить – и не платит: деньги Пётр берёт не из ящика, а изо рта рыбы. Ради этого он должен потрудиться: пойти к морю, поймать рыбу.
Вот один из вопросов Писания, который имеет 2 ответа: заплатил ли Иисус подать на храм? Ответ: и да, и нет. Этой мудрости должны научиться идеалисты, которые любят делить мир на черное и белое и хотят на все иметь однозначный ответ. Иисус не переломил надломленной тростинки: ответом все довольны, решены проблемы всех сторон: волки сыты, овцы целы, простота научена, самонадеянность наказана, никто не обижен, Истина торжествует. Точно такую же небесную мудрость Иисус являет в своем ответе на вопрос о налоге кесарю. Он ничуть не старается угодить всем, но четко пресекает намечающийся ненужный конфликт. Не вставая ни на чью сторону, привлекает всех на Свою.
Ученики возбраняли детям. Иисус возразил: не препятствуйте (Матф. 19:13, 14). В отличие от учеников, Он не считал время, посвященное детям, женщинам и иноверцам напрасно растраченным.
Ученики негодуют на поклоняющуюся женщину. Иисус возражает (Матф. 26:8-10).
Иаков и Иоанн: МЫ желаем, чтобы ТЫ сделал…(Марка 10:35). Это ничего вам не напоминает? Так мы молимся порой к Богу и сегодня. Вместо того, чтобы спросить, чего желает Он.
Остальные 10 вознегодовали (Марк 10:41). Иисус примиряет их и учит о вертикали отношений в миру и в церкви, чего и Сам строго придерживается (Марк 10:42-45).
Ученики: давай сожжем селение! Иисус: не знаете, какого вы духа! (Лука 9:54, 55)
Иоанн: мы запретили человеку изгонять бесов. (Опять Его забыли спросить…). Иисус: не запрещайте! (Марка 9:38, 39)
Иисус говорит – Пётр возражает (Матф. 26:31-33).
Иисус настаивает – Пётр упрямо остаётся стоять на своём! (Матф. 26:34, 35). Только услышав о последствиях, Пётр соглашается, и… бросается в другую крайность. Иисус терпеливо поправляет – в обратную сторону.
Иисус просит учеников бодрствовать с Ним – но они засыпают.
Разбудив их, просит опять – но они засыпают вновь! (Матф. 26:38-43). Однако в бурю на море ученикам было не до сна: лодка наполнялась водой. Зато Иисус, натрудившись, спал как убитый! Его не постеснялись растолкать: «Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?» - это упрек! Похоже, не успевая вычерпывать воду, они хотели дать черпак и Ему. Но у Него был лучший инструмент – вера! (Марк 4: 38-40).
Кто-то из учеников отсекает ухо рабу – без приказа! Иисус велит вернуть меч в ножны (Матф. 26: 51, 52).
Даже после Его воскресения, когда не осталось сомнения – Кто Он, апостолы продолжали делать не то, что нужно. Иисус упрекал их за неверие и жестокосердие (Марк 16:14). Пётр вопреки указанию Иисуса пошел ловить рыбу. Он опять опережает Его, даже воскресшего: «Господи! а он что?» - и получает отповедь: «что тебе до того? ТЫ иди за Мною» (Иоанн 21:21, 22). Их интересуют Божьи времена и сроки – Иисус: не ваше дело (Деяния 1:6)
Здесь приведен далеко не полный перечень всех «проколов», действий невпопад и «забеганий вперед», допущенных апостолами. О чем это может сказать нам?
Можно сделать однозначный вывод: ИИСУС НИКОГДА НЕ ЗАПРЕЩАЛ УЧЕНИКАМ ПРОЯВЛЯТЬ ИНИЦИАТИВУ. Поэтому они и выросли в лидеров.
Даже Бог не требует от людей раболепного отношения к Себе! Бог дал людям Свободу. Ему всегда нравились их Инициатива и Творчество – Его качества, которые Он вложил в нас. Бог запретил людям грех, но не отнял инициативы! Так действовали все Его избранные: кроткий Моисей немало делал того, что Бог ему не велел, но угодного Ему; Мариам по своей инициативе повела женщин в поклонении Богу, и названа одним из вождей Израиля; Давид создал СВОЮ модель скинии, и Богу это так понравилось, что Он обещал её воссоздать; царь Иосафат вопреки воинской науке поставил певцов впереди воинов – и выиграл сражение еще до того, как начал его; Иисус многое делал впервые, не по шаблону, но этим Бога только прославлял; Пётр впервые «поперек правил» преподал крещение язычникам; Павла никто не посылал в его миссионерские путешествия, кроме его совести перед Богом; Аполлосу никто не разрешал, никто и не запретил проповедовать, несмотря на его ошибки – потребовалось только немного его поправить. История Божьих людей, и особенно история христианства – это история не всегда наученных, не всегда правильно действующих, но всегда инициативных людей. Таких людей, которые могут смело сказать: «угодно Духу Святому и нам» - и начать действовать.
каковы же сегодня отношения в церкви? Мало кто из пасторов не призвал бы к порядку таких инициативных братьев: «Братья, что же вы всё делаете невпопад? В другой раз хотя бы посоветуйтесь со мной!». А в некоторых церквях инициатива приравнивается к бунту и строго запрещена. Там без разрешения пастора никто не имеет права даже купить туалетной бумаги. В таких церквях вместо лидеров вырастают жесткие исполнители, способные только к подавлению. Там дисциплинируют людей, вместо того, чтобы помочь им наладить личные отношения с Богом, чтобы дисциплина исходила изнутри, из сердца, преданного Богу.
Инициатива и предприимчивость при безбожной советской власти была наказуема. В результате в обществе и в церкви образовался глубокий вакуум инициативы. Как следствие имеем сырьевую экономику в разваливающейся стране, людей без ответственности, общество без будущего.
Церковь без инициативы обречена на вырождение. Она не выходит из общества «за стан», как Иисус. Внутри закрытого, упрямого в своей дурной ментальности общества она только еще больше закрывается, оставаясь замкнутой сектой ВНУТРИ этого общества. Это те же несвободные люди, только с другими идолами. Как люди безбожного общества являются рабами своих страстей и привычек, так и подобная «церковь», отгораживаясь от общества забором «святости», остается рабом своего понимания «дисциплины» и «послушания». Такая «церковь» не может показать людям путь к Свободе, к Творчеству, к Истине, не является светом и солью, созидающей силой Общества, прославляющей Творца. Естественно, она будет выброшена на попрание – времена несвободы близки!
Комментарий автора: ИИСУС НИКОГДА НЕ ЗАПРЕЩАЛ УЧЕНИКАМ ПРОЯВЛЯТЬ ИНИЦИАТИВУ. Поэтому они и выросли в лидеров.
Станислав Вершинин,
Наб. Челны, Россия, Татарстан
Пастор тюремного служения
Прочитано 4828 раз. Голосов 4. Средняя оценка: 4,5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Спасибо! Такого читать практически не приходилось. Очень верный взгляд. Развивайте тему и дальше. Перевоспмтывать людей непросто, но кто-то должен начать. Комментарий автора: Спасибо вам. Мне нужно ваше подкрепление, потому что я знаю, что эти мысли, откровения - от Бога. Но также знаю о своем несовершенстве, которое подвергает мою веру сомнению.
Aleks
2008-05-24 12:52:22
Актуально и весьма поучительно. Налицо мудрость Христова. Пишите еще. Комментарий автора: Спасибо, брат.
Aleks
2008-05-24 13:07:57
К затронутой Вами проблеме можно присовокупить еще и то, что некоторые руководители, не подавляя инициативу напрямую, придают всему что делается не ими столь бессмысленный и незначительный вид, что всякая инициатива пропадает сама собой. Ну а о тех изысканиях и начинаниях которые расходятся с представлениями или убеждениями лидера — вообще говорить не приходится.
Благословений Вам в Вашем труде. Комментарий автора: Есть такой способ, к сожалению - видел на практике.
Вы упомянули лидера - тут нам надо различить другой случай. Например, в церкви один пастор, но много лидеров. Вы в команде у лидера, у которого есть ведение, и он начинает осуществлять свою цель. Тут важна команда единомышленников. Появление других людей с задатками лидера может только повредить делу. На стадии обсуждения проекта может быть несколько мнений, затем, когда выбрано одно, надо всем честно прилагать усилия, и никогда не говорить: вот видите, то, что я предлагал, было правильнее! Нужны лидеры, нужны и исполнители. Прежде чем быть первым, надо побыть вторым. Команда не должна быть двух- и более головой. Если явно созрел лидер со своей идеей - он должен здраво отделить (не сеять разделения) и начать свое дело с благословением. Мудрый пастор видит этот момент, и не препятствует, а благословляет.
Но это другая история - пишу не совсем вам (у вас есть разум для этих вещей), а больше для других. Некоторые просят указывать границы крайностей или "похоже, но не то".
Vit
2008-06-23 17:20:08
Хороший автор. Вот только логика ему иногда мешает. И не только ему. Впрочем, зачастую автор сам весьма успешно эту помеху преодолевает.
Логика хороша, более того, необходима в точных и естественных науках, производстве, прочих видах бизнеса, иногда нужна на кухне среди кастрюль и соседок, как правило лишенных таковой. Что же касается областей духовно-мировоззренческих, то здесь логика всегда приводит к крайностям. Возле каждой из которых притаился лукавый. Людей же, которых автор назвал «идеалистами», правильней было бы назвать метафизиками, пленниками логики (и, соответственно, ТОГО, кому это выгодно, исходя из его статуса и роли в духовном мире). И вовсе не обязательно тупоголовыми. Среди них не так уж мало, а если называть вещи своими именами, то очень даже много людей с учеными степенями и званиями, включая самые высшие.
Бог же там и только там, где располагается диалектический оптимум. То есть где-то между крайностями. И оптимум сей не в какой-то мертвой точке застыл, а «простирается вживую» в оном промежутке. Уж кто-кто, а Господь наш умеет стоять твердо и ровно на обеих половинках дощечки, перекинутой через цилиндрическую опору. Чему и научил Своих учеников (большей частью, начиная со дня Пятидесятницы); чего и нам желает. И дает соответствующие рецепты. А именно: молитва и чтение Слова в молитвенном состоянии в качестве поиска ответов через Святого Духа на КАЖДЫЙ свой вопрос. И это – для того, чтобы мы не гордились своими собственными знаниями и навеки занятой правильной позицией.
Данную ВЕЛИКУЮ ТАЙНУ Свою наш Господь никоим образом от нас не скрывает, а как раз наоборот. Пусть она остается тайной лишь для людей мира.
В целом же автору – мое почтительное одобрение.
Комментарий автора: Спасибо, брат. Готов подписаться под каждой вашей сентенцией. Хотя и вижу, как красиво логика формулирует то, что у меня слегка размазано.
Публицистика : кто такие "Иеговы". Откройте глаза - источник Справочник
По благословению Преосвященного Иоанна Епископа Белгородского и Старооскольского,
Председателя Миссионерского Отдела МП РПЦ
2. Деструктивные религиозные организации и некоторые религиозные группы
матрицы
"Экология духа, оккультизм и язычество"
"Новый Акрополь"
"Церковь Адамитов"
"Белое Братство"
"Международный центр космического сознания"
Группы славянского язычества: группа Доброслава
"Экология сознания"
"Движение Грааля"
Последователи учения Карлоса Кастанеды
Ассоциация "Колыбель Сибири"
Центр йоги "Крылья совершенства"
"Семья Детей Бога"
"Ошмарий-Чимарий"
"Внутренний круг" последователей Порфирия Иванова
"Рэйки"
"Энерсенс"
Розенкрейцеры: "Международная Школа Золотого Розенкрейца"
Группа В.Столбуна
"Троянова тропа"
"Церковь Последнего Завета"
"Международный эзотерический центр "Vita"
Некоторые группы религиозного движения "Нью Эйдж"
Группа О.Андреева
Храм "Шеол"
Группа Марии де Эльфана
"Белая экология"
"Стрелы Урилы"
"Удмурт Вось"
Некоторые группы нейролингвистического
программирования
"Школа Диворга"
"Тетрада"
"Орден Храма Солнца"
Центр "Единение"
Бажовцы
Зеленое братство
Школа единения "Всеволод"
"Академия Золотова"
3. Религиозные группы и деструктивные религиозные организации восточной
ориентации
"Ананда Марга"
"АУМ Синрике"
"Радха Соами Сатсангх"
"Брахма Кумарис"
Последователи Бабаджи
"Бахай"
"Шри Чайтанья Сарасват Матх"
Культ Шри Чинмоя
"Международное Общество Сознания Кришны"
"Миссия Божественного Света"
Культ Раджниша (Ошо)
Центр "Униведа"
"Сахаджа-йога"
Культ Сатьи Саи Бабы
"Трансцендентальная медитация"
Тантрические секты: "Тантра-Сангха"
Миссия Чайтаньи "Институт Знания о Тождественности"
"Тоицу Кекай"
"Восточный Дом"
"Белый лотос"
Культ Ауробиндо Гхоша
Центр "Ананда"
4. Деструктивные религиозные организации западной ориентации
"Богородичный Центр"
"Свидетели Иеговы"
"Церковь Объединения"
"Церковь Откровения"
"Церковь Христа" (Бостонское движение)
"Семья"
"Ревнители истинного благочестия"
Религиозная организация "Традиции, семья, собственность"
Общество трезвенников братца Иоанна Чурикова
Церковь Иисуса Христа Святых последних дней
Секта скопцов
5. Коммерческие культы: "Гербалайф"
Деструктивное религиозное объединение (деструктивный культ,
тоталитарная секта) (куда входит и «свидетели Иеговы» - это авторитарная иерархическая организация любой ориентации, разрушительная по отношению к естественному гармоническому духовному, психическому и физическому состоянию личности (внутренняя деструктивность), а также к созидательным традициям и нормам, сложившимся
социальным структурам, культуре, порядку и обществу в целом (внешняя
деструнтивность), практикующая скрытое психологическое насилие, выражающееся
в целенаправленном установлении отдельным лицом (лидером) или группой лиц
(руководством) в своих узкоэгоистических целях незаконного контроля над
сознанием, поведением и жизнью других личностей без их добровольного и
осознанного согласия для формирования и поддержания у них состояния
неестественной и противозаконной зависимости и покорности доктрине и
лидерам, стремящимся через неинформированное использование преданных им и
зависимых от них адептов к незаконному обогащению и незаконной власти.
То, что некоторые религиозные организации практикуют контроль дознания
своих адептов, то есть воздействуют на их психику с целью установления
полного контроля над ними, отнюдь не "плод клеветнических измышлений
профессоров Кондратьева и Полищука", а, к сожалению, является реальностью,
что подтверждается опять же целым рядом весьма авторитетных экспертов и
отражено в целом ряде авторитетных документов, например:
· Постановление Государственной Думы РФ "Об обращении Государственной
Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Президенту Российской
Федерации об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных
организаций на здоровье общества, семьи, граждан России" от 15 декабря 1996
г.: "... их стремление полностью завладеть человеком, уничтожить все ею
свободные связи с миром... Тоталитарность - культивирование слепого
подчинения авторитету, жесткая организация, всеобщий контроль за всеми
сторонами жизни адептов... Многие деструктивные религиозные организации...
широко известны на Западе множеством судебных процессов о нанесении
психического и физического ущерба адептам";
· Справочник, выпущенный экспертами Российской Академии государственной
службы при Президенте Российской Федерации и Комитета по связям с
религиозными организациями Правительства Москвы: "Это связано с тем, что
разработанная Л. Рон Хаббардом "программа очищения" ведет к полному и
безропотному подчинению ее адептов руководству Церкви";
· Аналитический вестник Аналитического управления Федерального Собрания
Российской Федерации "О национальной угрозе России со стороны деструктивных
религиозных организаций" (серия: "Оборона и безопасность - 8".- Выпуск 28,
1996 г.);
· Информационный материал к Приказу Министерства здравоохранения и
медицинской промышленности Российской Федерации от 19.06.1996 г. No 254 "Об
отмене "Методических рекомендаций "Программа детоксикации" :
"Проведенные в ряде стран государственные экспертизы показали антинаучность
и разрушительное действие методологии Л. Р. Хаббарда на организм человека и
его психику... Саентологи, не имея лицензии, используют методы
гипнотического воздействия на психику человека" ……
Следует отметить необходимость различать понятия "секта" и
"тоталитарная секта". Сектами можно названо большинство новых религиозных
движений как выходцев из (ответвлений от) каких-либо традиционных религий, и
это слово не несет в себе характеристики такой организации как чего-то
плохого. Напротив, религиозные секты могут оказывать культурообразующее
влияние на традиции пародов, сами постепенно превращаясь в мощные
религиозные позитивные движения, отличаясь от материнской религии только
какими-то догматами. Примером здесь может служить протестантство. Но среди
всей массы религиозных движений есть целый пласт таких, деятельность которых
идет вразрез со светскими законами ("АУМ Санрике", "Свидетели Иеговы",
"Белое Братство" и др.) или доктрины которых прямо призывают к насилию над
людьми из внекультового социума ("Церковь сатаны" и др.), то есть
религиозных объединений деструктивного характера или иначе - деструктивных
религиозных объединений, которые из-за тоталитарных порядков, царящих в них,
называют также "тоталитарными сектами" ("тоталитарное религиозное
объединение", "деструктивный культ"). Криминальный характер таких
организации хорошо замаскирован, но тем не менее он проявляется в виде
различных громких инцидентов
В настоящее время на судебно-психиатрической экспертизе в ГНЦ им. В. П.
Сербского находятся несколько лиц, совершивших опасные деяния, связанные с
идеями, содержащимися в учениях деструктивных религиозных организации, в их
числе последовательница "Свидетелей Иеговы", убившая своего малолетнего
ребенка
Предвидя взрыв эмоций в среде наших оппонентов по поводу "неэтичности",
"некорректности", "незаконности", "юридической неправомерности" и т.п.
предлагаемых определений, мы отдаем себе отчет в том, что формулировки -
сырые, требуют обсуждения и дальнейшей проработки, что в законе их нег
(должен же кто-то их в закон предложить). Но и закрывать глаза на реальную
действительность, которая сложилась ныне в России, мы не можем. В нашей
стране, по данным специалистов, сейчас насчитывается от 3 до 5 миллионов
адептов религиозных сект, из которых в возрасте до 18 лет - около 500 тысяч, а от 18 до 25 лет - 1 миллион человек (оценить в этой цифре долю,
соответствующую численности адептов деструктивных религиозных организаций,
проблематично, хотя ориентировочно оно составит около 500-900 тысяч
человек). В Итоговом документе круглого стола на тему "О соблюдении
конституционного принципа свободы совести", прошедшем 27 декабря 1996 г. в
Палате по правам человека Политического консультативного совета при
Президенте Российской Федерации, приводятся, мягко говоря, не совсем научные
и корректные выкладки (далее - почти дословно) о том, что, если из цифры
13078 (общее количество религиозных объединений в России) вычесть цифру 7195
(количество религиозных объединений Русской Православной Церкви), то
получится число, соответствующее тому количеству деструктивных религиозных
организации, которое приводится в средствах массовой информации, из чего
делается необоснованный вывод, что к деструктивным культам средства массовой
информации относят все остальные религиозные объединения, кроме Русской
Православной Церкви.
Но это - абсолютно неверный вывод, потому что очень большое количество
деструктивных религиозных объединений вообще не регистрируется. И примерами
тому - "Церковь Христа" (в некоторых областях), "Церковь сатаны", "Белое
Братство" и многие другие. Некоторые деструктивные религиозные объединения
регистрируются как общественные организации или коммерческие фирмы. В
Справочнике Российской Академии государственной службы при Президенте
Российской Федерации в отношении религиозного движения "Бахай" написано
следующее: "В настоящее время в России имеется более 350 общин бахай,
большинство из которых не зарегистрировано". Как сообщила в интервью
областному радио заместитель главы администрации Еврейской автономной
области по связям с общественными организациями Д. Королькова, сегодня
только на территории ЕАО действует не менее семидесяти нигде не
зарегистрированных религиозных организаций самого разного толка и
направлений. По ее словам, многие из них, кроме вреда, ничего другого
принести не могут
Давление со стороны Православной церкви и общественных организаций
Румынии заставило группу "Свидетелей Иеговы" отменить международную
конференцию, которая должна была пройти в Бухаресте. Румынское правительство
сочло проведение конференции неприемлемым. Президент Латвии Гунтис
Улмапис выступил с повой законодательной инициативой, суть которой состоит в
том, чтобы определить ответственность незарегистрированных религиозных
организаций за нанесенный гражданам физический и психический ущерб. Поводом
для письма президента парламенту послужила смерть 17-летней девушки,
последовательницы организации "Свидетели Иеговы", которая по религиозным
убеждениям отказалась от переливания крови. Министерство юстиции Латвии
отказало "Свидетелям Иеговы" в регистрации весной 1996 года. По мнению
президента, соответствующими нормами должны быть дополнены Закон о
религиозных организациях и Уголовный кодекс Латвии
В российских регионах, осознав опасность деструктивных религиозных
организаций, уже начали принимать нормативные акты по ограничению их
деятельности. Одним из первых был подписан закон "О миссионерской
(религиозной) деятельности на территории Тульской области". Он послужил
образцом для принятия аналогичных актов в Тюменской, Рязанской и ряде других
областей. Тверская и Калининградская думы издали сходные постановления (от
21 февраля 1995 года и 11 января 1996 года "О религиозных объединениях,
входящих как структурные подразделения в религиозные зарубежные организации,
находящиеся вне юрисдикции Российской Федерации". Законодатели этих областей
запретили регистрацию всех без исключения религиозных объединений, входящих
"в зарубежные религиозные организации". Чуть позже появились ограничивающие
деятельность иностранных миссионеров хабаровский и ярославский законы. Закон
Республики Калмыкия "О свободе совести и вероисповедания", принятый Народным
Хуралом в октябре 1995 года, предоставляет ряду конфессий статус
"традиционных в Республике Калмыкия", устанавливая для них ряд преимуществ, прежде всего право собственности на землю. Работы по
строительству религиозных и ритуальных объектов, в соответствии с указом
президента Чувашской Республики Федорова, будут финансироваться из бюджета
только для "избранных" религиозных объединении (местной епархии Русской
православной церкви и Духовного управления мусульман). В настоящее время уже более двух десятков субъектов Федерации приняли подобные
законодательные акты.